Макс - спора не получится, поскольку у всех разные понятия о том что такое образование, в том числе высшее и школьное. Внизу я изложил мысли основываясь на своем понимание этого.
Объективная же мысль проста:
Мозг он как мышцы - его тренировать надо, память тренировать, логику, ассоциации, творческую составляющую, думалку и решалку )). К 5 годам этого ты не сделаешь никогда и никак, точно так же как нельзя сделать бодибилдера из ребенка.
Как тренировать - выбор человека и конечно его родителей.
Нужны ли лишние знания?
Мой подход - знания не могут быть лишними - нам всем дан отрезок времени жизни. С какой радости та цель, которую кто-то себе наметил и ей только и служит - является истинной? Не знаю, в этом случае человек замыкается на эту цель и становится рабом своих же внутренних предпочтений. Гибче надо быть.
----------------------------------------------------------
вот, а еще надо разделять то образование, которое получается для корочки, и которое получается ради дела. Обычно это различные тренинги, курсы повышения квалификации, семинары, более длительные программы обучения типа MBA, но иногда и высшее образование попадает в эту категорию.
А разница в том - что настоящее образование - это не попытка научить - а попытка предоставить структурированную и важную информацию, попытка показать на примерах тем, кому эта информация реально нужна.
Кроме того не надо забывать про две такие проблемы:
1. У обычного стандартного человека нет стимула, по крайней мере в детстве, распланировать свою жизнь и целенаправленно что-то изучать. Как говорится - пока незнакомое блюдо не распробуешь - есть не будешь.
2. Любому человеку, даже если он установит себе некую цель - с базовым образованием придется достигать этой цели по ступенькам образования. Понимаешь ли - если дать ребенку книжку по теории струн - понять он ее не сможет. Точно так же как никакой школьник не сможет оценить Войну и Мир.
Вот, и еще, что касается тезиса "то что человеку интересно он узнает сам"
У ребенка есть несколько расширяющихся кругов получения информации:
1. Окружающая действительность. То, что он постигает напрямую своими 5 чувствами.
2. Как правило родители. Ребенок, задает вопросы, почему клубника сладкая, почему трава зеленая, почему днем тепло а ночью холодно, ну не знаю, как работает телевизор, почему летают самолеты, почему сестра плачет и т.п. Вопросы в принципе уже фундаментальные, на которые по-научному можно отвечать очень долго, про молекулярный состав травы и состав светового излучения, про различную разряженность воздуха под и над крыльями самолета, про принцип работы электронно-лучевой трубки и колонок телевизора и еще дальше...
но ты же не станешь давать 5-тилетнему ребенку таких объяснений, он их не оценит, максимум запомнит что-то, но и то маловероятно...
3. Другие источники информации, в которых могут написать что угодно. Малообразованным людям при этом свойственно верить во все что угодно именно из-за недостатка эрудиции. В духов, НЛО, и т.п.