Власть аватаров
Пользователи социальных сетей уверены, что аватары - это один из множества способов самопрезентации. И то, какая картинка стоит на заставке интернет-странички, не имеет особого значения — главное, чтобы изображение было забавным и запоминающимся. Однако ученые из Стэнфордского университета установили, что аватары обладают гораздо большим влиянием на своего владельца, чем можно представить. Оказывается, виртуальные двойники изменяют самовосприятие человека, и от того, какая заставка стоит на страничке пользователя, зависит его психическое и физическое состояние.
Исследования профессора лаборатории виртуальной коммуникации Джесси Фокс показали, что аватар может изменить понимание реальности настолько, что человек начнет действовать в обычной жизни сообразно своему alter ego в Сети.
Подобные выводы автор исследования сделала после двух экспериментов. В первом для участников с помощью обработки их фотографий были созданы индивидуальные 3D-аватары. При этом виртуальные двойники выступали в образе спортсменов. И реальные прототипы любовались на своих аватаров, находящихся в отличной физической форме. Уже через несколько дней лицезрения подтянутых двойников, которые неизменно находились в виртуальном спортзале, добровольцы признались, что начали чаще заниматься спортом. А многие из участников с удивлением для себя обнаружили, что спорт не вызывает у них прежнего отторжения: «Как будто всю жизнь бегали по утрам». Те, кто смотрел на качающихся в виртуале аватаров, стали уделять физическим упражнениям в среднем на час больше времени.
«Удивительно, но участники начали подражать своим аватарам, — говорит Джесси Фокс. — При этом желание соответствовать виртуальным спортсменам появлялось у участников только по отношению к своему двойнику. Наблюдения за чужими аватарами, занимающимися спортом, подобного эффекта не вызывали».
В следующем эксперименте добровольцы увидели своих аватаров с несколько измененными параметрами тела. Чьи-то аватары похудели, а чьи-то, наоборот, поправились. Кроме того, участники эксперимента могли наблюдать за пищевыми предпочтениями виртуальных героев: одни из них поедали в огромных количествах гамбургеры, а другие, наоборот, ели исключительно полезную пищу. И вновь действия и облик аватаров кардинально повлияли на поведение добровольцев, которые интуитивно подстраивались к своим двойникам. «Те, чьи аватары скинули пару килограммов, начали следить за своим весом и выбирать низкокалорийные продукты, — отмечает г-жа Фокс. — Потолстевшие же аватары пробуждали у своих реальных прототипов тягу к шоколаду и фастфуду».
Подражание своему аватару, по мнению исследователей, возникает из-за эффекта отождествления себя с картинкой на экране. Ведь аватар — не что иное, как наше представление о себе, способ продемонстрировать себя окружающим таким, каким хочется казаться. В итоге человек воспринимает аватара как свое воплощение в виртуальном пространстве. Эта связь и обусловливает влияние аватара на самовосприятие и поведение.
Автор исследования считает, что аватары могут использоваться в качестве действенного средства психотерапии. «Аватар может помочь в лечении расстройств, связанных с нарушением пищевого поведения и проблемами адекватного самовосприятия, — говорит автор эксперимента. — Это касается прежде всего пациентов, страдающих анорексией или, наоборот, ожирением. Если с помощью обработки фотографий людей с подобными проблемами сделать для них аватары с красивыми, здоровыми телами, через некоторое время восприятие своего тела у пациентов станет адекватным, питание нормализуется и их вес придет в норму». Так что избавиться от комплексов и недовольства собой аватар поможет не хуже психолога.
В связи с этим Джесси Фокс уверена, что правильный аватар может побудить пользователя в реальной жизни следить за своим здоровьем, вести правильный образ жизни, регулярно занимаясь спортом и сбалансировано питаясь. И все для того, чтобы иметь такую же подтянутую фигурку и ухоженный вид, как у изображения на персональной страничке.
ЕКАТЕРИНА ЛЮЛЬЧАК
rbcdaily.ru, 02.03.2010